?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Темы строительства Охта-центра я до сих пор не касался в своём блоге, поскольку, хоть мне и кажется, что подобный проект нужен Петербургу, но меня одолевали сомнения, где именно он должен быть построен.

Однако теперь ситуация изменилась. Как сообщает Интерфакс, губернатор Петербурга Валентина Матвиенко объявила журналистам в четверг, что власти города совместно с «Газпромом» приняли окончательное решение о переносе общественно-делового района Охта-центр с Охтинского мыса.

Что ж теперь, когда острота ситуации снята, я могу смело поговорить с вами о своих ощущениях, не боясь, что вы меня заподозрите в предвзятости.

Более того, один питерский френд прислал мне сканы довольно интересных документов, которые я по тем же причинам не решался выкладывать у себя в блоге. Однако теперь они тоже будут уместны. Но для начала порассуждаем абстрактно.

Нужен ли Питеру «Газоскрёб»?


Чисто практический здравый смысл подсказывает, что подобные масштабные архитектурные проекты с точки зрения развития бизнеса необходимы любому современному городу. О том же написал даже в стихотворной форме такой известный блоггер и писатель, как Леонид Каганов, жалеющий о том, что пресловутый «Газоскрёб» не строят в Москве: «Везите к нам газпромовские бабки! Давайте нам рабочие места! Нам нравятся эскизы в вашей папке, и ваша башня — просто красота!» (Полный текст здесь: kaganov.f5.ru/post/73551)

Однако если посмотреть на вещи субъективно. Мне самому неприятно наблюдать у себя в Смоленске, как район, где прошло моё детство, заполняется новостройками. И пусть появление новых домов – это объективно хорошо в том числе и для экономики города, но лично мне подобное крайне неприятно, ведь разрушается уютный мирок из моей памяти. Пожалуй, все мы настолько консервативны, что готовы сохранять что-то свое родное несмотря ни на что, даже в ущерб здравому смыслу.

А что такое Санкт-Петербург? Это уникальный город, который в своей неповторимости очень дорог не только петербуржцам, но и многим из тех, кто хотя бы раз побывал там. Я тоже люблю Питер! И есть традиционные символы этого города – кораблик адмиралтейства, решётка летнего сада, ростральная колонна… Где мы их только ни видели – даже в рекламе, на этикетках и в логотипах. Конечно, Охта-центр на том месте, где его собирались расположить первоначально, не вписывался в этот ряд, но что он разрушал – Петербург или наши представления о Петербурге?

Тем не менее, объективная реальность доказывает, что процесс «осовременивания» любого крупного города неизбежен. Так было всегда. Например, парижане в своё время активно выступали против строительства Эйфелевой башни, считая, что она изуродует их город. И, пожалуй, они были правы, ведь с появлением этой конструкции любимый ими Париж стал выглядеть совершенно иначе. Но всё течёт, всё меняется, как говорили древние. И с чем теперь у вас ассоциируется столица Франции?

Современный мир стал таковым, что небоскрёбы в ближайшие десятилетия неизбежно появятся во всех крупных городах. И вполне возможно, что именно небоскрёб на Охтинском мысу стал бы для наших потомков символом Петербурга. Впрочем, мы этого никогда не узнаем, раз уж место строительства переменили.

Но, пожалуй, хорошо, что всё получилось именно так. Ведь теперь даже многие вчерашние противники проекта признали, что он полезен для города. Так, председатель петербургского отделения партии «Яблоко» Максим Резник, активно выступавший против строительства небоскрёба на Охтинском мысу, теперь рассуждает о том, где в городе на Неве ему хотелось бы видеть это сооружение: «Мы предлагали построить его к югу от Дунаского проспекта: там удобно и бизнесу, и горожанам». (Источник: www.rosbalt.ru/2010/12/09/799053.html)

И я уверен, что то или иное приемлемое место для строительства обязательно найдётся.


Охта-центр глазами звёзд

Пожалуй, простому человеку было проще определиться в своём отношении к строительству Охта-Центра, ориентируясь на мнение любимых деятелей культуры. Но что мы здесь видели. Басилашвили и Шевчук против… А Георгиев, Бортко и Эйфман за строительство.

Ещё интереснее выглядело мнение, даже точнее мнения (!), Бориса Гребенщикова. В одном интервью он высказался против, хотя при этом признал появление подобных небоскрёбов неизбежным: «Я нормальный человек. Я видел мир. Я много где побывал и видел много странных мест. Небоскреб „Газпром-сити“ на неброском охтинском ландшафте — это как плевок дьявола. Будто из сериала о пришельцах». По мнению музыканта, строительство газпромовской башни не имеет ничего общего с последним столетием культуры. «Я понимаю, что денежный поток остановить нельзя», — заметил Гребенщиков, уточнив, что не помнит подобных случаев в современной истории. «Без этой башни мы жили бы во вчерашнем дне, а с ней — будем жить в дне завтрашнем. Но такое завтра мне не нужно», — заявил он. (Источник: www.rosbalt.ru/2007/01/30/284228.html)

А уже в другом интервью всё тот же Борис Гребенщиков сам вспоминал пример Парижа и признавался: «У меня был старинный приятель Джо Смит, человек, снявший когда-то первый концерт The Doors и устроивший знаменитый концерт Rolling Stones в Гайд-парке. Он был боец по натуре. И зная, что ему это будет приятно, я поставил свою подпись против строительства Охта-центра. Что касается меня, то никаких собственных мыслей по этому поводу нет. Ведь, когда строили Эйфелеву башню, большая часть парижан была против. Ничего, как-то пережили». (Полный текст интервью: www.afishka31.ru/news/1346.html)

Подобных цитат за или против проекта можно найти множество. И это не удивительно, ведь тот же певец, как правило, не может быть экспертом в области архитектуры, а говорит под наплывом эмоций. Соответственно, может противоречить и самому себе. А газетчики уже подбирают те цитаты, которые им удобнее для доказательства той или иной точки зрения.

Однако в спор вмешались также и археологи. И здесь ситуация, по всей видимости, имеет очень интересную подоплёку.


«Петербургская Троя»: спор ради правды или ради выгоды?

Противостояние вокруг Охта-центра приобрело совсем новый оборот, когда руководитель археологической экспедиции СЗНИИ «Наследие» Пётр Сорокин, имевший контракт с Газпромом, вдруг заявил: «В процессе раскопок на площади около 25 тыс. м. кв. были выявлены и изучены культурные слои и сооружения эпох неолита – раннего металла, средневековья, нового времени. Неолитические слои мощностью до 2-х м. распространяются на территории около 10 тыс. м. кв. Укрепления Ландскроны, изученные к настоящему времени занимают территорию около 12 тыс. м. кв. Обнаружены также укрепления Ниеншанца – двух периодов его существования. По площади раскопок эти работы крупнейшие на территории России». (Полный текст: www.archeo.ru/rus/projects/nien.htm)

Как-то очень удивительно совпало, что столь значимая археологическая находка, которую СМИ окрестили «Петербургской Троей», оказалась как раз на месте строительства Охта-центра, ставшего предметом стольких споров.

К дискуссии тут же подключились археологи. Среди них опять же не было единства мнений. Но, возможно, вы читали в ЖЖ посты того же Сергея Белецкого (во всяком случае, так он называет себя в профиле своего ЖЖ durnowo), у которого поддержка Сорокина, как мне показалась, стала основным смыслом и содержанием блога на протяжении большинства последних записей.

Правы ли Сорокин и Белецкий? Судить не берусь, ибо сам соответствующего образования не имею, а их доводы, как и доводы их оппонентов (например, Соловьёвой), полны аргументами, которые сложно проверить человеку, далёкому от данной науки. Это, кстати, признаёт в одной из недавних записей и сам Белецкий: «…Вы не археолог, так что Вам простительно не понимать смысл того, что говорили археологи…»

А какие у нас, людей, далёких от этой науки, основания доверять ему и Сорокину больше, чем ряду других учёных, которых они обвиняют в предвзятости?

Более того, простой человек на стройплощадку попасть не может, так что даже если бы он попал на раскопки, то все равно ничего не понял бы. Откуда он знает, было ли Литариновое море на Охте или нет?

В итоге большинство из нас доверяет именно той команде археологов, чьё мнение совпадает с нашими взглядами на строительство Охта-центра.

Но почему же археологи вдруг так жарко заспорили? Мой питерский френд, утверждающий, что работал с Сорокиным, и пожелавший сохранить инкогнито, написал мне следующее. Цитирую, не ручаясь за достоверность изложенных фактов (но лично меня они заставили задуматься):

«Вся эта войнушка не столько из-за башни, сколько из-за гигантского бабла, которое археологам платят за их раскопки. Такого раньше никогда не платили и, видимо, ещё не скоро появится такой лакомый заказ.

До 2010 года на площадке работали археологи СЗНИИ "Наследие" под руководством П.Сорокина. По-видимому, Сорокин специально затягивал раскопки, чтобы вытянуть из Газпрома побольше денег. Но слишком пожадничал и "перегнул палку" по срокам, докопать в отведенные сроки не успел, контракт закончился, и его не продлили, т.к. работа шла медленно.

Вместо П.Сорокина пришли люди с современными технологиями (ноутбуки, 3D-сканирование) и доделали в два раза быстрее. А Сорокин мало того, что контракт потерял, так еще и на иск нарвался, так как работы не выполнил по договору, а деньги не вернул.

Конечно, Сорокин понимал, что если он накосячил или не доделал, то с него спросят. Поэтому стал готовить почву для реванша - решил прикрыться тем, что якобы его, честного человека, прогнали нехорошие и нечестные археологи, готовые на всё. Но когда он сам работал на Охте - тоже был "готов на всё" - в том числе подписывал акты, свидетельствующие об окончании всех работ на участках и передаче их под строительные работы. Так что нынешний демарш - просто попытка оправдаться за незавершенные работы, возможно, повлиять на решение суда и общественное мнение, а в идеале - получить новый контракт»
.

Верить изложенному или нет, я не знаю, но в доказательство к письму были приложены вот такие сканы (все их можно посмотреть в увеличенном размере, кликнув по картинкам):



        

 

Если исходить из достоверности приведённых сканов, то, на мой взгляд, однозначно видно, что раньше Сорокин передавал землю под строительство, но потом почему-то перестал. Так, может, действительно, значение «Петербургской Трои» преувеличено? Или, наоборот, сам Сорокин, который сейчас якобы активно борется за правду, закрывал на неё глаза, пока ему капало бабло?

Конечно, ответы на эти вопросы за пределами моей компетенции. Но, повторюсь, как-то уж слишком удобно для ряда лиц вдруг обнаружилась «Петербургская Троя».

Впрочем, вывод из этой истории, на мой взгляд, всё равно однозначен. В скандале вокруг Охта-центра, как я убеждён, с обеих сторон замешаны финансовые интересы разных лиц. Ну а что делать нам, как сформировать мнение обычному гражданину, который вряд ли будет работать в этой башне? Думаю, что надо просто отбросить лишние эмоции и довериться здравому смыслу.

Comments

( 78 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
dynazz
Dec. 10th, 2010 11:24 am (UTC)
"Чисто практический здравый смысл подсказывает, что подобные масштабные архитектурные проекты с точки зрения развития бизнеса необходимы любому современному городу". Это почему? Бабла попилить?

Эйфелева башня уродует Париж разрывая визульно ось Трокадеро - Марсовы поля - Эколь Милитер. Ни одно здание рядом не подходит по стилю. Я жил в Париже и мнение парижан по поводу Башни, так скажем неоднозначное
sviridenkov
Dec. 10th, 2010 11:32 am (UTC)
Во-первых, уже при строительстве таких масштабных сооружений задействуются разные строительные компании и много рабочих. Да, строительство, это, конечно, та сфера, где часто что-то пилят. Но немало людей и честно заработает в любом случае.
Во-вторых, любой новый деловой центр приносит городу новые возможности для бизнеса, а значит, и доходы.

А что касается Эйфелевой башни. Честно говоря, я не знал, что части парижан она до сих пор не нравится. Но в глазах иностранцев символ Парижа - это всё-таки именно она.
(no subject) - dynazz - Dec. 10th, 2010 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - sviridenkov - Dec. 10th, 2010 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dynazz - Dec. 10th, 2010 12:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sviridenkov - Dec. 10th, 2010 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dynazz - Dec. 10th, 2010 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sviridenkov - Dec. 10th, 2010 01:01 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
sviridenkov
Dec. 10th, 2010 11:36 am (UTC)
Так тут всё дело в том, что новые здания строятся на деньги инвесторов, а старые восстанавливаются за счёт средств города. Вопрос только, почему у города нет этих средств или, скорее, почему они не пускаются на эти нужды? Но это уж "национальные особенности" распределения средств российскими чиновниками...
mirage31
Dec. 10th, 2010 11:29 am (UTC)
Скорее всего или Губернаторша испугалась и дала задний ход или при забивании свай обнаружили что-то, что не позволяет строить дальше и теперь делают красивое лицо. А Питер теряет огромный инвест-проект.
sviridenkov
Dec. 10th, 2010 11:38 am (UTC)
Мне кажется, проект не потеряется. Всё-таки конкретное место - вопрос хотя и важный, но не самый принципиальный. А вот почему решили место переменить - вероятнее всего, всё-таки дело в общественном мнении (правда, в России так очень редко бывает, но всё же), хотя, конечно, какие-то другие варианты тоже не исключены.
(no subject) - davinch - Dec. 10th, 2010 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sviridenkov - Dec. 10th, 2010 01:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - curiousolga - Dec. 10th, 2010 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chuchuh - Dec. 13th, 2010 10:20 pm (UTC) - Expand
matholimp
Dec. 10th, 2010 11:30 am (UTC)
В Смоленск возьмите, если Вам нравится. Лучше, вместе с Матвиенко.
sviridenkov
Dec. 10th, 2010 11:41 am (UTC)
Всё взял бы с удовольствием. Уверен, что по сравнению с нашими нынешними местными властями даже Матвиенко принесла бы Смоленску больше хорошего.
inna_kriksunova
Dec. 10th, 2010 11:46 am (UTC)
Консерватизм вообще свойствен социуму, для него это способ самосохранения.
Однако убеждена, что многие из воителей, участвующих в возне против Охта-центра, просто использовали эту борьбу для своего мелкого или крупного пиара. Это ясно, как Божий день.
Лично я - за возведение Охта-центра. Развитие остановить невозможно. Вливание денег, привлечение мощных бизнес-структур, возведение гигантского высотного здания - все это в любом случае пойдет на пользу городу.
А непривычность... ничего, потом привыкнут.
Я за Охта-центр. А где его будут ставить, для меня не так уж важно. Доверяю архитекторам. Пока они наш город не испортили, Уверена, что и не испортят.
sviridenkov
Dec. 10th, 2010 12:04 pm (UTC)
Инна, совершенно согласен с Вами, да умеренный консерватизм полезен, но очень часто именно он и мешает нам по достоинству оценить всё новое.
А что касается самопиара ряда деятелей на скандале вокруг Охта-центра, конечно, он имел место быть, ведь о многих из них широкая общественность узнала как раз только в связи с "Газоскрёбом". Хотя это и не исключает того, что какая-то часть общественных деятелей участвовала в борьбе просто в силу своих убеждений.

А что такое строительство пойдёт на пользу экономике города, это безусловно. И да, я тоже думаю, что в Петербурге архитекторы в любом случае всё обязательно сделают красиво. Тем более что и сам Пётр Первый предпочитал идти в ногу со временем, и мне почему-то кажется, что даже ему понравилось бы появление небоскрёбов в Петербурге.
(no subject) - inna_kriksunova - Dec. 10th, 2010 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sviridenkov - Dec. 10th, 2010 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - inna_kriksunova - Dec. 10th, 2010 12:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sviridenkov - Dec. 10th, 2010 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chuchuh - Dec. 13th, 2010 10:23 pm (UTC) - Expand
funny_crayfish
Dec. 10th, 2010 12:23 pm (UTC)
Максим, благодарю за этот пост. Прежде всего потому, что очень часто споры вокруг Охта-центра велись людьми мало понимающими в том, что именно происходит, почему люди протестуют, а другие, наоборот, поддерживают.
Сразу скажу, я категорический противник этого проекта в том самом месте, где оно предполагалось до вчерашнего дня.
То, что касается археологических раскопок: в соответствии со всеми нормативами до начала строительства в тех местах, которые относятся к культурному наследию, проводятся археологические изыскания. Поэтому эти раскопки возникли не вдруг, они не случайно совпали. Без этих раскопок получить разрешение на строительство просто невозможно. Именно поэтому там большие деньги. Заказчик строительства обязан провести такие изыскания. А власти имеют право провести свои изыскания. Что касается Литоринового моря, так это известно еще из школьных учебников, и никакого открытия тут не было. Надо просто знать географию - школьный курс географии России. Что касается "Трои"... Там обнаружено много культурных слоев. Верхний - это шведские поселения. Именно в этом месте была крепость Ниеншанц, которую брал Петр. С этой битвы и началась история Санкт-Петербурга. Да, там вполне могли обнаружить древние городища ведов и ингерманладцев. Такие поселения обнаруживают периодически. Почему обнаружили именно сейчас? А просто еще до революции на этом месте уже были строения, их снесли совсем недавно. Это была рабочая окраина Санкт-Петербурга с заводами. Тут был старый завод. Конечно же никто никакие раскопки проводить там не мог. Сейчас там все снесли и начали раскапывать.
Так что, сенсации тут нет, теория заговора тут не срабатывает, увы.
А то, что касается строительства: все без исключения противники строительства были не против самого здания, они были против него именно в этом месте. И, поверьте, эти люди имели достаточно оснований на это.
davinch
Dec. 10th, 2010 12:28 pm (UTC)
вы действительно верите что после строительства завода на этой территории можно найти что то ценное?

вы представляете что такое фудаменты под пром здания? и как они строятся?

видимо нет.

после таких строек там если чтото и сохранилось то осколочно и очень фрагментарно, питерская "ТРОЯ" натянута за уши
(no subject) - funny_crayfish - Dec. 10th, 2010 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sviridenkov - Dec. 10th, 2010 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - funny_crayfish - Dec. 10th, 2010 01:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sviridenkov - Dec. 10th, 2010 02:00 pm (UTC) - Expand
curiousolga
Dec. 10th, 2010 02:04 pm (UTC)
А я вот, наоборот, люблю новые дома и микрорайоны... И ненавижу хрущевки и 2 этажные сталинки с радостью снесла бы, чтобы на их месте были новые красивые комфортные дома с парковками, где будут жить порядочные обеспеченные люди, а не спившиеся потомки приближенных к советской власти
titor
Dec. 10th, 2010 02:06 pm (UTC)
Люди часто прикрываются своим "профессионализмом", будь то археологи или врачи. Под предлогом того что только они одни всё знают, считают всех вокруг дураками. В данном случае склонен полагать, что Сорокин неплохо имел от контракта, но кто-то захотел тоже на этом погреть руки. Впрочем не удивительно.
barlova
Dec. 10th, 2010 02:36 pm (UTC)
Я вообще не представляю, какую ценность археологи представляют для общества. Какие-то бесполезные люди.
aermec
Dec. 10th, 2010 02:42 pm (UTC)
Интересно, как сейчас будет называться Охта-центр? У него столько названий и эпитетов уже появилось, что любые новые названия будут вызывать улыбку =)
fe5
Dec. 10th, 2010 02:47 pm (UTC)
Столько печатей, столько подписей в документах... И каждая ведь стоит денег. Куда нам до наших больниц и детских садиков. Проще общественность кошмарить много миллиардными проектами.
jitta
Dec. 10th, 2010 02:58 pm (UTC)
Даже если руководствоваться здравым смыслом, то в Газпроме 100% были заинтересованы в скорейшем продвижении стройки.
О появлении этой Петербургской Трои слышу первый раз, но удивляет спокойствие этого Сорокина. Объективно, он никуда не торопился, значит не всё так просто.

Интересы расходятся...
zima_vokrug
Dec. 10th, 2010 03:02 pm (UTC)
Слушаю одну песню как раз. Наив - Рок, очень старая, одна из первых.
Там ест ьтакая строчка "Мечты сбываются!.. И не сббываются!" Как у Газпрома с Этим гозоскрёбом
zima_vokrug
Dec. 10th, 2010 03:05 pm (UTC)
Оффтоп
Кстати, я тут пост недавно писал про котега



ЗАцените!
tracer_k
Dec. 13th, 2010 09:49 am (UTC)
Re: Оффтоп
Прикольный оффтоп )))
(no subject) - li7 - Dec. 10th, 2010 03:12 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 78 comments — Leave a comment )

О блоге

Блог ведётся для аудитории
18+


Автор блога:
Свириденков М.П.

Контактный e-mail:
sviridenkov@livejournal.com

Цитируемость блога:

Тематический индекс цитирования Яндекса для сайта sviridenkov.livejournal.com

Latest Month

October 2015
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Powered by LiveJournal.com