?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По ту сторону свободы

Ещё учась в университете, я 2,5 года проработал в пресс-службе УФСИН (то есть тюремной системы). Но погоны так и не надел. Одной из главных причин была финансовая. Когда я окончил вуз, на мои плечи как раз легло содержание семьи, а зарплата сотрудника оставляла желать лучшего.
Тем не менее, эта работа дала мне очень много как журналисту и как писателю. А делать репортажи из мест не столь отдалённых я начал даже гораздо раньше, ещё будучи корреспондентом журнала «Смоленск». Тогда, ровно семь лет назад, в тюрьмы только начали пускать представителей прессы. И сегодня я хочу представить вам свой самый первый репортаж тюремной тематики, сделанный осенью 2002 года.
Реалии с тех пор мало изменились, а мои немного наивные, как я оцениваю теперь зарисовки, интересные ещё и тем, что было мне тогда как раз 18 лет, ровно столько, как и очень многим из тех, кто впервые попадает в тюрьмы, но уже не в качестве журналистов.

Максим Свириденков

По ту сторону свободы

Психоз осени. Сыро и холодно. Низкие депрессивные облака в свинцовом небе, которое, кажется, вот-вот рухнет всей своею тяжестью тебе на голову. И в этот день я в качестве журналиста отправляюсь на экскурсию в следственный изолятор. Когда вхожу в здание с угрюмыми серо-жёлтыми стенами и решётками на окнах, за мной гулко хлопает железная дверь. По спине проходит неприятный холодок, хотя точно знаю, что через пару часов абсолютно свободный снова окажусь на улице родного города.


Государство в государстве

И вот, я в здании. Сдаю дежурному паспорт, получаю жетон. Прохожу дальше, и за мною опять со скрежетом закрывается дверь. Такой здесь порядок – все двери на замке. И даже если тебя пропускают куда-либо, то тут же спешат закрыть дверь за спиной. Всё это из соображений безопасности. Но, кроме того, создаётся ни с чем не сравнимая атмосфера отрезанности от всего остального мира. В какой-то мере именно так и есть.
Смоленский следственный изолятор вполне можно назвать государством в государстве. Здесь есть своя котельная, своё энергообеспечение. То есть даже если во всём городе не будет электричества, то в СИЗО оно всё равно будет. Аналогичная ситуация и с горячей водою в бане. Помывка спецконтенгента (то есть подследственных, подозреваемых, осуждённых) всегда осуществляется строго по графику и за раз в бане может помыться до восьмидесяти человек.
Кроме того, в изоляторе есть различные мастерские – столярные и слесарные, продукция которых успешно используется для внутреннего обеспечения и для ремонта. А если копнуть в глубь истории, то оказывается, что такие мастерские были и у самых истоков смоленского изолятора, первый корпус которого был построен ещё 1846 году. В тот период там находились арестантские роты, были помещения для непосредственного содержания арестантов и для их трудовой деятельности, то есть мастерские.
– Но главная гордость нашего СИЗО – своя пекарня! – говорит сопровождающий меня при осмотре изолятора подполковник Олег Иванович ПАНЦАКОВ, заместитель начальника следственного изолятора по кадрам и воспитательной работе.
И мы отправляемся в пекарню. Там чисто и приятно пахнет свежим хлебом. Для выполнения всей работы хватает пяти человек. Мне предлагают попробовать только что испечённый белый хлеб, который на вкус оказывается значительно лучше того, что продаётся в магазинах нашего города.


Моя первая камера

Выхожу из пекарни. Снова тюремный двор. С тоскою смотрю на забор, который с внутренней стороны кажется ещё более высоким и мрачным, а небо – ниже и тяжелее. Не добавляет оптимизма и то, что все здания на территории СИЗО с решётками на окнах. В корпусах, где расположены камеры, окна закрывают стальные жалюзи, называемые «ресничками», через которые в камеры солнечный свет проходит весьма скудно.
В камерах чисто. Размещение восьми-девяти кроватей оставляет много свободного места. В каждой камере работает радиоточка. Правда, есть серьёзная проблема с приёмниками, поскольку смоленскому СИЗО на их приобретение не выделяется ни копейки, как, впрочем, и на настольные игры. Поэтому основная масса радиоприёмников, которых в изоляторе больше сотни, переданы родственниками.
В некоторых камерах есть и телевизоры (всего в СИЗО целых 34) – тоже переданные родственниками. Такая передача официально разрешена. Для этого родственники должны только написать заявление.
Тем не менее, человеку, попавшему в СИЗО, тяжело. К сожалению, я не могу привести здесь мнения никого из подследственных, поскольку сегодняшние законы разрешают разговаривать с ними только при наличии письменного разрешения следователя, ведущего дело. Но даже то, как заместитель начальника СИЗО по кадрам и воспитательной работе оценивает психологическое состояние человека, впервые попавшего в изолятор, говорит о многом:
– Изолятор – это серьёзно. Человек, когда он только поступает сюда, трое суток находится в полной прострации. Он сломлен. Когда за ним закрываются двери камеры, он вдруг сразу ощущает себя отрезанным от жизни на гражданке, где он мог по желанию сходить в туалет, выйти на улицу подышать воздухом или сделать что-то ещё. А здесь камера. Попавший сюда ограничен в средствах общения, в средствах информации. Он ограничен во многих естественных надобностях. Туалет – не отдельная комната, а находится в камере. Умывальник один с горячей водой, баня раз в неделю. Естественно, что всё это вызывает серьёзную ломку психики. Особенно, когда тебе девятнадцать лет, у тебя молодая жена или невеста, – говоря последнее, мой собеседник с иронией смотрит на меня. Мол, каково бы вам оказаться в камере, господин Свириденков? Ну и юмор у них в Управлении исполнения наказаний.


Тюремные больницы


Идём по территории санчасти. Прохожу мимо рентген-кабинета. Оказывается, все пребывающие в изолятор проходят обязательное рентгенологическое обследование на предмет туберкулёза. Аналогично и с проверкой на ВИЧ. Благодаря чему больные этими болезнями не могут оказаться в общих камерах, и остальные подследственные не подвергаются опасности заразиться.
Как утверждают работающие в санчасти медсёстры, разницы между работой здесь и в городских больницах никакой, везде больные. Только здесь порядка больше.
Кроме санчасти, на территории смоленского СИЗО находится областная больница управления исполнения наказаний. В ней несколько отделений для больных туберкулёзом, хирургическое отделение. В изоляторе сущёствуют участки, где содержатся больные с закрытой формой туберкулёза, то есть которые не распространяют болезнь. В периоды обострения эти больные отправляются оттуда врачами сюда на лечение. И до тех пор пока у них не закроется туберкулёз, они не выезжают с этой больницы. Даже если вдруг осуждённому подходит срок освобождаться, а он не вылечен, его не выпустят, пока не вылечат до конца. И меня заверили, что быть не может, чтобы из смоленского СИЗО в общество ушёл человек с открытой формой туберкулёза.
Есть в смоленском СИЗО и межобластная психиатрическая больница, в которой содержаться психически больные осуждённые не только из нашего региона, но и из нескольких других.

В СИЗО хорошо, а дома лучше!


Когда я вышел из изолятора, что называется, на душе стало легче. Не знаю, с чем это связано, но пребывание в СИЗО психологически очень гнетёт, даже если ты попадаешь туда в качестве журналиста, а не подследственного. И как бы руководство изолятора ни хвалило обеспеченный ими режим, всё равно тюрьма – место жёсткое, безжалостное.
Да, гулаговские времена уже прошли, но европейских тюрем в России ещё нет, и вряд ли они появятся скоро. А ведь в том же изоляторе содержатся не обязательно преступники, а обвиняемые, среди которых есть и невиновные. И на их месте, в принципе, может оказаться каждый.

Октябрь, 2002 г.
___________________________________________________________

Если Вам понравилась моя запись и Вы хотите процитировать её у себя в блоге, то теперь это можно сделать без труда и всего за несколько секунд, просто нажав на кнопку "Разместить у себя в ЖЖ" :)

Код для вставки этой записи в Ваш блог:



Comments

( 68 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
nicshe2003
Oct. 26th, 2009 06:30 am (UTC)
Да уж ... мысли сходятся. Тоже собирался сегодня написать по этой теме. Правда немного в другом контексте. Можно стырить картинку ?
sviridenkov
Oct. 26th, 2009 06:50 am (UTC)
Да можно и стырить:) Только, по возможности, всё-таки укажите, как это делаю я в подобных случаях, дескать подсмотрено у такого-то. Тем более, что и фотку эту делал я сам. А если сочтёте возможным на запись сослаться, буду благодарен:)
u_dav
Oct. 26th, 2009 06:32 am (UTC)
Сумел ты передать атмосферу, но, не сомневаюсь, сейчас бы у тебя получилось лучше!
Только-только "темнота" жизни в заключении начинает наваливаться на плечи мозга... Как повествование заканчивается. Остается осадок какой-то недосказанности...
Особенно для тех, кто там не был...
sviridenkov
Oct. 26th, 2009 06:56 am (UTC)
Да я целый цикл публикаций на эту тему сделать собираюсь, благо, в ней много интересного, а у меня и готовых статей много. Тем более что многие из них писались на несколько лет позже, и там уже всё гораздо глубже.
(no subject) - u_dav - Oct. 26th, 2009 07:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - sviridenkov - Oct. 26th, 2009 07:31 am (UTC) - Expand
lev_vz
Oct. 26th, 2009 06:35 am (UTC)
Вот уж воистину: "От тюрьмы и от сумы - не зарекайся".
Сильная статья.
sviridenkov
Oct. 26th, 2009 07:05 am (UTC)
Спасибо:) А от тюрьмы, конечно, зарекаться нельзя. У нас даже сотрудников УФСИН сажают время от времени за должностные преступления. За год одного-двух на область стабильно.
(no subject) - lev_vz - Oct. 26th, 2009 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - sviridenkov - Oct. 26th, 2009 05:57 pm (UTC) - Expand
basopotam
Oct. 26th, 2009 06:40 am (UTC)
интересно конечно. Но грустно!
sviridenkov
Oct. 26th, 2009 07:07 am (UTC)
Да, но тем, кто сейчас сидит в СИЗО, всё ж грустнее...
stesha4ka
Oct. 26th, 2009 08:07 am (UTC)
Мне очень понравился и смысл и стиль. Есть у меня бывшие сидельцы, не испытываю к ним сострадания - заслужили, но желать им снова тюрьмы, не знаю...
sviridenkov
Oct. 26th, 2009 06:09 pm (UTC)
Ну, теми, кто уже раз отсидел, это обычно легче воспринимается... А вообще, в наказании, как ни банально это звучит, самое важное не тяжесть, а неотвратимость. А у нас большинство бандитов знают, что их могут и не посадить, отсюда и такой уровень преступности...
(Deleted comment)
sviridenkov
Oct. 26th, 2009 06:37 pm (UTC)
Да, я как раз и задумал целый цикл подобных публикаций, только не одну за одной, а примерно раз в неделю. У меня было много таких статей. Те, что позже написаны, естественно, глубже.
white_peach
Oct. 26th, 2009 09:00 am (UTC)
о ужас
sviridenkov
Oct. 26th, 2009 06:38 pm (UTC)
Но при этом далеко не самые худшие условия, какие бывают в СИЗО. Как говорится, всё в соответствии с российскими нормами...
irina_chaykina
Oct. 26th, 2009 09:40 am (UTC)
Замечательная статья, Максим! Мне кажется, я ее где-то прежде читала. Причем здесь, в Испании, и в газете, а не в Интернете. Может ли такое быть, как вы думаете?
sviridenkov
Oct. 26th, 2009 06:46 pm (UTC)
Рад, что понравилось:) А быть может всё. Я доподлинно знаю один случай, когда роман одной не самой известной российской писательницы какой-то американец издал на западе под своим именем. А кто-то из её друзей случайно это увидел, и она отсудила довольно хорошие по российским меркам деньги.
Моя статья, только в чуть более длинном виде выходила в журнале "Смоленск" семь лет назад, а потом, возможно, и в "Литературной России" (сказать наверняка не могу, ибо много с тех пор воды у текло, а печатался я в "ЛР" тогда часто, но на своём сайте они размещали в ту пору только малую часть публикаций, а другими способами я за этим делом особо не следил). В общем, если найдёте, где читали, мне будет интересно. Хотя, вполне возможно, что просто какое-то совпадение содержания, всё-таки российские изоляторы довольно однотипны и похожи друг на друга...
(no subject) - irina_chaykina - Oct. 26th, 2009 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sviridenkov - Oct. 26th, 2009 07:15 pm (UTC) - Expand
ogonjk
Oct. 26th, 2009 11:24 am (UTC)
Спасибо, Максим, за эту грустную запись.Да, не сказка - я Вам скажу.Живо всё представляется: стены, маленький кусочек неба...И это наша жизнь, российская. Что же должно в этом мире измениться, случиться, чтоб таких мест не стало? А мне кажется и мест больше становится и тех, кто там находится!
sviridenkov
Oct. 26th, 2009 07:22 pm (UTC)
Так чтобы меньше преступников и подобных мест становилось, нужно всего два условия: адекватная оплата за честный труд и неотвратимость наказания за преступление. Но нашим властям, это, увы, видимо, не надо...
aprelena
Oct. 26th, 2009 11:31 am (UTC)
Тем, кто попадает в описанный тобой СИЗО, очень повезло. В нашем челябинском в камерах свет дневной вообще трудно увидеть. А решетка там именно "кусок железа с дырочками от гвоздей". И решеток там не одна, кстати. Единственное, что можно понять, если придвинуться вплотную - день или ночь там, на свободе.
И о хлебе. Хлеб в челябинском СИЗО очень специфический. Говорят, раньше даже были хлебные бунты, потому что при швырянии буханки в стенку, она к ней прилипала и медленно сползала. У всех, кто пробыл в СИЗО хотя бы месяц - испорчены желудки. Каша с червями, а мясо, рыба и даже картошка - непозволительная роскошь.
И о размещении. Средняя камера там 3 на 5 метров, в ней 8 шконок в два этажа и примерно 10-16 человек. Бывает и 20 и 25. Туалет и стол с лавкми, разумеется, внутри. Раковина с двумя кранами, из одного почти все время идет "химическая" вода - ее ни в коем случае нельзя пить, она предназначена только чтобы смывать за собой "парашу". Из другого крана питьевая. Которую иногда отрубают на трое суток. Поэтому в каждой камере баки с водой. И если вода пошла, это почти священнодейство - наполнять бак и только потом скорее умываться, стирать и т.д.
Могу много еще рассказать, могу прислать свою книгу на эту тему, если тебя интересует.
(Deleted comment)
(no subject) - aprelena - Oct. 26th, 2009 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irina_chaykina - Oct. 26th, 2009 07:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aprelena - Oct. 26th, 2009 09:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irina_chaykina - Oct. 26th, 2009 10:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aprelena - Oct. 26th, 2009 10:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irina_chaykina - Oct. 26th, 2009 11:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aprelena - Oct. 26th, 2009 11:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sviridenkov - Oct. 26th, 2009 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aprelena - Oct. 26th, 2009 09:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sviridenkov - Oct. 31st, 2009 08:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - aprelena - Oct. 31st, 2009 09:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - sviridenkov - Oct. 31st, 2009 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - aprelena - Oct. 31st, 2009 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - sviridenkov - Oct. 31st, 2009 10:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - aprelena - Oct. 31st, 2009 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - sviridenkov - Oct. 31st, 2009 11:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - aprelena - Oct. 31st, 2009 11:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - sviridenkov - Nov. 3rd, 2009 08:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - aprelena - Nov. 3rd, 2009 09:50 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
sviridenkov
Oct. 26th, 2009 08:42 pm (UTC)
Ну, данное СИЗО, действительно, не в самом плохом состоянии, благо, многие из бывших представителей смоленской власти там посидели, соответственно об обустройстве заботились:)
А, вообще, некоторую наивность статейки я и в самом начале подчеркнул. Но это только начало, раз в неделю буду давать такие записи, продвигаясь к более позднему периоду, там уже серьёзней будет всё и глубже.
(Deleted comment)
(no subject) - sviridenkov - Oct. 31st, 2009 06:46 am (UTC) - Expand
starcheko
Oct. 26th, 2009 01:50 pm (UTC)
Да....
А у нас тех кто в предвариловке или уже сидит привозят в обычный госпиталь если что.
У них отдельная комната ожидания, их привозят в сопровождении двух заботливых лиц и им не надо платить за паркову под десять баксов.
sviridenkov
Oct. 26th, 2009 08:43 pm (UTC)
Ох, так им ещё не только весь сервис, но и сплошная выгода при этом:)
lazareva_slava
Oct. 26th, 2009 02:48 pm (UTC)
для 18-ти лет очень хороший текст. Главное, что все сумел передать.
sviridenkov
Oct. 26th, 2009 08:45 pm (UTC)
Спасибо:) Так я с 14 лет журналистикой занимаюсь, к 18 уже значительный опыт был:)
(no subject) - lazareva_slava - Oct. 27th, 2009 04:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - sviridenkov - Oct. 31st, 2009 10:50 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - sviridenkov - Oct. 31st, 2009 10:58 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - sviridenkov - Oct. 31st, 2009 11:18 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - sviridenkov - Oct. 31st, 2009 11:24 am (UTC) - Expand
sozer_zatel
Oct. 26th, 2009 03:33 pm (UTC)
Хорошо.
sviridenkov
Oct. 26th, 2009 08:46 pm (UTC)
Спасибо:)
florial
Oct. 26th, 2009 05:46 pm (UTC)
Спасибо, интересно было прочитать.
sviridenkov
Oct. 26th, 2009 08:47 pm (UTC)
И Вам спасибо:)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 68 comments — Leave a comment )